Начало мая - время постов с сочинениями на тему "Как я понимаю Войну и Победу". Не самое плохое дело, мне кажется - упражняться в выражении своих мыслей. Кому не нравилось в школе писать сочинения, можно говорить "эссе" - по факту то же, а звучит солиднее.
Моё понимание по большей части укладывается в две большие мысли.
Первая : мы есть народ-победитель, поскольку несем в себе кровь победителей. Вот эти люди, которые прошли, проползли, проскакали, протерпели испытания этой невероятного, огромного события - это, на минуточку, кровные предки многих из нас, буквально в паре переходов по цепочке поколений. Сравните : "у меня дед воевал артиллеристом" и "мой дед был под стенами Трои". "Бабушка целительницей была в обозе, с Александром Македонским в Персии". "Прадед был в армии Кортеса, когда с ацтеками воевали". Понимаете, в какую легенду их окунуло?
Люди эти видали и делали и чувствовали черт знает что. Нам, я думаю, не представить и не понять, даром что ли по воспоминаниям все воевавшие ветераны про войну молчали, за редким исключением. Кстати, это не только непосредственно воевавших касается. Пережить эвакуацию или оккупацию - тоже не фунт изюму. Но. Они сделали, смогли, выжили, победили - аааааа потом вернулись домой и зачали наших родителей или дедов. Некоторые из них вернулись с войны откровенно страшноватыми и жестокими людьми - ну или смогли вернуться, потому что были такими изначально. И вот мы тут, плоть от плоти этих людей. Косвенно исследования указывают, что в детей передается не только медленно намешанная эволюцией генетическая химия, но и приобретённые предком в ходе жизни приспособления и травмы. Привет Мичурину. Если так, то мы можем вообще ничего не понимать про эту огромную войну и про эту далёкую победу, но она все равно будет где-то в наших костях. И дело не в пропаганде. Вот полетит мой ребёнок растить яблони на Марсе, и где-то в уголке его психики будет сидеть кусочек моего деда, который встретил вермахт 22 июня на погранзаставе, а прекратил воевать в 47м, когда бандитская пуля в голову попала. Как это сработает - вообразить сложно.
Вторая моя мысль, она примерно такая: нужны другие победы, но не нужны другие войны. Это не европейское покаянное "Never again!", и не браво-идиотское "1941-45, можем повторить". Война человека с человеком - ужасающее действие, разрушительное и пагубное. Наши предки оказались невероятно хороши в деле выигрывания войны, но почти никто из них повторения не хотел. Поэтому - наш бронепоезд должен стоять на путях, смазан и ухожен, хищно поводя дулами - но лишь затем, чтобы никто не смел мешать нашим ракетам на Марс, городам в океанах, романам в стихах. День Победы - отец Дня космонавтики, который не желал сыну своей судьбы. В делах строительства и творчества полно места для битв, героизма, для отчаяния и торжества, кому нужно. Перед нами бескрайнее поле проблем и вызовов, и без потрясания оружием. Наши люди ещё далеки от счастливой жизни, страна наша огромна и необжита, и это если не замахиваться на космос. Вот если воевать, то туда. Это лучшее, что мы можем сделать для творцов Победы 1945го.